Главная картинка статьи №9

Часть 1

О методе обучения и самообучения ТРИЗ

Серия статей: Введение в ТРИЗ для аналитиков.

Введение

В предыдущей статье нами была обозначена тема этого цикла и даны вводные понятия по ТРИЗ. Эта статья будет посвящена тому, как лучше и эффективнее заниматься освоением ТРИЗ, таким образом, чтобы одновременно с освоением теории, у нашего читателя формировались необходимые практические навыки, которые он сможет использовать при желании или необходимости.

Полезно будет отметить, что приводимая здесь технология обучения является универсальной и может быть применена в смежных областях, интересующих Вас направлений знаний.

Существующие исследования по применению ТРИЗ в области ИТ

Проблема применимости ТРИЗ на сегодняшний день была освещена нами ранее. Исследования, связанные с применением ТРИЗ в ИТ, практически не проводились за редким исключением, как-то серия статей, которые опубликованы на интернет ресурсе analyst.by и небольших частных примеров на всеми известном хабре. Так же, возможно, авторы что-то могли упустить из виду, но, смеем догадываться, что это «что-то» довольно незначительное (заранее просим извинения, если кого-то ненароком и высокомерно обидели, и с благодарностью ждём ссылок, подтверждающих наш снобизм, на предоставленную для контактов почту).

Можно с «уверенностью Фомы» констатировать, что многие наши коллеги, не слышавшие о ТРИЗ, очень сильно сами себя обижают и обделяют. Надеемся, что нашей эпопеей очерков, мы внесем небольшой, но значимый вклад в развитие этих идей для сообщества ИТ аналитиков. Возможно, кого-то просто заинтересуем этой теорией и мотивируем на её дальнейшее изучение, что является так же одной из наших целей.

Обучение ТРИЗ

Обучение ТРИЗ целесообразно начинать не с «голой» теории, а со ступенчатого (от простого к сложному) метода исследований уже известных и хорошо себя зарекомендовавших приемов и, сделанных благодаря ТРИЗ (очно или заочно), изобретений. Такой подход позволит «привить» изучающему те знания, которые он сам, сознательно, будет готов (кто-то уже освоил, а кто-то вернется к этому попозже) усвоить в ходе экспресс-изучения.

Объектами изучения в ТРИЗ являются изобретения, технические системы (в нашем случае, преимущественно, это будут информационные системы), их компоненты, модули, блоки, используемые для обслуживания и выполнения работ сервисы и т.д.

Полемику по поводу того, относить или нет информационные системы к техническим системам, оставим за рамками данной серии статей, по причине того, что эта тема более «застольная», чем научная. Мнение авторов может не совпадать с мнением редколлегии, и это хорошо! Разнообразие взглядов и мнений еще никому не вредило, но со своей стороны мы уже высказывались об этом ранее.

Перед тем как «погружаться» в экспресс-обучение будет полезно определить начальный высокоуровневый алгоритм, который с течением времени и статей, постепенно детализируем, с целью освоения сути предмета «ступенчатым принципом», что полезно для того, чтобы не «задавить» новичка валом информации.

Вступительный для обучения алгоритм заключается в:

  1. Выявление задачи, а впоследствии противоречия, которое можно преодолеть, применив конкретный вариант решения
  2. Определение основного оптимального решения (суть), которым была достигнута цель задачи

Затем, по мере того, как эти два пункта будут «щелкаться как кешью» можно расширить начальный алгоритм следующими пунктами:

  1. Обобщение и классификация моделей ключевых проблем и основных способов решения проблем при выработке решения
  2. Выявление закономерностей (организационных, технических) при которых возникает проблема/ы, прогнозирование развития и применения управляемого систематического решения

Реинвентинг

Реинвентинг – демонстрация процесса создания изобретения таким образом, как будто изучающим уже известны принципы и приемы решения возникшей проблемы, которые преодолены с помощью применяемого решения.

Немного оговоримся:

Мы под изобретением будем понимать универсальный термин, в котором заключена конкретная креативная идея, нашедшая свое применение в области ИТ анализа:

  • Бизнес процесс
  • Сервис
  • Технология
  • И т.д.

После того, как основы теории изучены, реинвентинг выступает в роли «помощника», который помогает «закрепить» изученную технологию решения проблемы и понять каким образом она может быть применена в конкретной рабочей ситуации. В данном пункте велика роль честности обучающегося, перед самим собой. Если какие-то знания не усвоены или плохо усвоены, то необходимо «вернуться в зад» и закрепить, возможно, применив другой механизм или примеры «связывания» теории с сознанием. На плохом фундаменте построить качественное сооружение маловероятно и слишком отчаянно, поэтому основательность воспринятости знаний переоценить довольно сложно.

В дальнейшем, при условии надежности «принятия» базовой информации, будет осуществляться интуитивное (сначала сознательное, а затем и бессознательное) связывание знаний, опыта и ТРИЗ.

ТРИЗ – это теория, которая состоит из концептов, понятий, которые имеют характер категорий, образов, метафор, многошаговых алгоритмов.

В основе ТРИЗ лежат аксиоматические и структурные основы, разработанные на основе однозначнопонимаемых, непротиворечивых и простых для понимания понятий, которые определены на уровне арифметической логики (пример: если одну вещь разделить поровну на две по какому-либо признаку [вес, длина], то получатся 2 вещи, которые будут равны только по признаку деления). Теория доказывает свою «обязанность на существование» с помощью своей приближенности к практической деятельности по средствам воспроизводимых и метафоричных, применяемых в конкретных случаях, решений реальных задач.

Таким образом, процесс реинвентинга служит мостом между моделями AS IS -> TO BE (которые понятны любому аналитику). В этой форме знак «->» является мыслительным процессом, который «модерируется», в соответствии с правилами ТРИЗ. По сравнению с существующими аналогами мыслительных процессов, призванных решать возникшие задачи, данный метод предлагает четкие правила и алгоритмы, применив которые можно упорядочить поток мысли и направить его в нужное, для данной задачи, русло.

Цепочка применимости ТРИЗ

Смоделируем процесс решения проблемы и то, как он должен выполняться и затем решаться в соответствии с правилами ТРИЗ.

На представленной ниже цепочке выделим несколько «узловых» участков, эффективное приложение творческих сил к которым, обусловит эффективность и результативность всей системы.

Развитие ситуации

Проблема -> Идея (формулировка в соответствии с ТРИЗ) -> Решение (Технология) -> Практическое использование -> Проблема развития -> Идея (ТРИЗ) -> Системная модернизация -> Новое решение

Проблема Краткая формулировка сути -> Выявление противоречия -> Представление противоречия в краткой и понятной форме
Идея Противоречие -> Приемы/Аналогии и т.д. -> Формулировка решения
Решение Ресурсы -> Приемы -> Устранение противоречия -> Идеальный результат

Пример

Признание вины:

Обсудив статью, мы пришли к выводу, что в ней, пока, катастрофически не хватает практических примеров использования ТРИЗ «в деле».

Наш замысел не предусматривал столь книжного отношения к ТРИЗ. Целью себе мы ставили написание не теоретически красивых, но трудно применимых на практике исследований, а адаптированных для практической деятельности статей, которыми бы мы могли пользоваться сами. Именно «инструкции по применению» были взяты нами за образец.

Поэтому каждую следующую статью мы будем снабжать корректными примерами по применению ТРИЗ из наших рабочих активностей.

При этом описание «технологии» представления решения мы будем в каждой статье приводить разное, с замыслом продемонстрировать Вам, что не стоит замыкаться только на определенном представлении данных для решения. Необходимым и достаточным является только точно знать алгоритм и понимать, что необходимо для решения задачи. Вижу цель, иду ногами, преград не замечаю!

Описание ситуации и её окружения:

Существует ИС промышленного масштаба. Цель ИС – осуществление бизнес процессов (БП) связанных с выплатами клиентам компании средств. Выплата средств осуществляется по гарантийным обязательствам компании, предоставляющей определенного вида услуги. Система включает в себя преимущественно «кроссБП», задействующие работу юристов, бухгалтеров, специалистов по возмещению средств, сотрудников службы безопасности и других структурных подразделений фирмы.

Один из основных модулей данной системы – Интеграционный блок, который реализован для осуществления взаиморасчетов между компанией и другими компаниями данной отрасли, в рамках реализации требований законодательства по выплатам денежных средств между клиентами компаний в заданных условиях.

Интеграционная модель организована в виде топологии «звезда», центром которой выступает «третейский судью» - государственная организация регулятор. Обмен информацией между компаниями осуществляется через регулятор - «узловую точку». Информационная модель интеграции проработана на «3» (плохо проработана статусная модель взаимодействия компаний и возможности дополнительно взаимодействия в случае возникновения форс-мажоров) и время от времени организация-регулятор даёт сбои, что приводит к тому, что информация «зависает» между системами.

Таблица решения:

Параметры сравнения Ситуация «как есть» - Формулирование противоречия Ситуация «как надо» - Идеальный конечный результат
Что Устранение периодически возникающих «проблемных ситуаций», при работе пользователей в ИС, вызванных программными сбоями Проблем не возникает. Они все решаются в «фоновом режиме». Ответственные пользователи получают только отчет о проделанных действиях для «сверки» результатов
Инструмент Скрипт, выполняемый сотрудниками службы HD в соответствии с определенным документом (регламент HD) Все действия выполняются только с помощью ИТ
Ресурсы Сотрудники HD, SQL, доступ к ИС компании и к ИС регулятора для валидации данных ИТ инструменты, минимальное влияние «человеческого» фактора
Проблема (Противоречие) Устранение проблемных ситуаций проходит не в соответствии с регламентом. Выполнение скрипта осуществляется не в соответствии с регламентом и не всегда по правилам Проблем нет
Результат Большое «количество» повисших задач, приносящих потенциальный убыток компании Зависших задач нет. Все действия выполняются по расписанию «роботом»

Таблица данных для решения:

Параметры для рассмотрения Описание
1 Проблема (Противоречие) Задачи должны решаться по расписанию без участия пользователей, но выполняются работниками не системно
2 Ресурсы ИТ инструменты, Работники HD
3 Приемы ПРИНЦИП САМООБСЛУЖИВАНИЯ
4 Устранение противоречия Противоречие устранено – в задачах определен системный тригер, который, при регистрации в логах ошибки, автоматически запускает известный скрипт, по результатам которого задача благополучно выполняется
5 Идеальный результат Зависших задач нет

Нет предела совершенству

Надо сказать о том, что принцип перфекционизма, приведенный в названии абзаца, применим для любой системы бесконечное количество раз. Поясню.

Каждая система состоит из определенного набора элементов и развитие системы приводит к тому, что каждый элемент, может быть улучшен, что в свою очередь приводит к тому, что появляются качественно новые элементы, которые, со временем, так же «нуждаются» в развитии.

Приведенный пример оптимален только в заданных условиях. Можно рассмотреть более качественное и системное решение «недопущения» проблем, но оно будет слишком «опережающим» время, что может привести к его отторжению лицами, принимающими решение о реализации подобных доработок, в свете малого недоверия, порожденного, прежде всего, неподготовленностью к пониманию сути решения. Если прыгать сразу через несколько ступенек сразу, то очень скоро можно остаться в одиночестве и непонимании со стороны «отстающих». Хорошо решение к месту, и мысли в голове о том, как его можно улучшить!

Так что «складывать лапки» и «наслаждаться плодами» можно будет только на заслуженной пенсии, а может для кого-то в это время только начнётся творческий рассвет.

Итоги

Подведем промежуточные итоги:

  • Вопросов появилось больше, чем предоставлено ответов - закономерно
  • Зерно интереса заронено – надеемся, что это именно так

Базис для самообучения ТРИЗ

Подведем промежуточные итоги:

  1. Фундаментальная, основополагающая модель решения творческих задач
  2. Ключевые модели и примеры
  3. Принципы развития системы
  4. Модели развития системы

Данные для факультативного изучения

Да, и зачем это надо? Все же и так будет показано здесь?

Надо!

Авторы не претендуют на «учебное» и априорно-верное рассмотрение ТРИЗ. Это только наш взгляд на данную теорию и попытка систематизировать имеющиеся знания в этом направлении, расширив их и щедро поделиться ими с Вами. Авторами могут быть (мы будем стараться этого не допускать) пропущены какие-то детали, которые во многом и определяют высокий профессионализм в нашей рабочей активности. Самим знакомиться с информацией по ТРИЗ и примерами его применения – обязательно, хоть и факультативно.

Авторы и литература

  1. Генрих Саулович Альтшуллер:
    • Автор и основоположник ТРИЗ. При желании в интернете можно найти большое количество ресурсов, статей, обзоров, видео, рассказывающих о «Мастере» и его труде.
  2. Михаил Орлов. Книга «Основы классической ТРИЗ»:
    • Эта книга заслуживает отдельного внимание, так как именно её изучение привело меня к мысли создания этого цикла статей. При наличии желания, читатель может ознакомиться с этой книгой, в которой содержится огромное количество подробно расписанных и доступных для понимания примеров

Ссылки в интернете

Мы думаем, что с данным абзацем сами справитесь. О, да прибудут с Вами поисковики!

Всего доброго, успехов, скоро опять увидимся!

Авторы статьи

Иван Никитин

Михаил Цулая